malware and adware remover
Материалы для подготовки

Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования


Уважаемый участник конкурса!

Вы выбрали тему тестирования по ФГОС «ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Предлагаем Вам выдержку из Стандарта, которая посвящена теме тестирования. Для того, чтобы хорошо подготовиться к тестированию, поработайте над текстом – прочтите, подчеркните наиболее важные тезисы, выделите главное. Подумайте, какие положения Стандарта уже применяются в жизни Вашего образовательного учреждения, какие нет.

 Если Вас не устроит результат, Вы сможете вернуться к тестированию еще раз, но через сутки. За это время сможете еще раз и более внимательно изучить на нашем сайте в разделе Подготовка к тесту материалы, на базе которых составлены вопросы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ) Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

 

  1. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

12.1. Русский язык и литературное чтение

Русский язык

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский язык» должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:

1) сформированность первоначального представления о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации. Осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

2) сформированность понимания роли языка как основного средства человеческого общения. Осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации. Понимание роли русского языка как языка межнационального общения;

3) сформированность умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении высказываний в устной и письменной формах;

4) владение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах русского литературного языка:

аудирование (слушание): осознавать цели и ситуации устного общения; адекватно воспринимать звучащую речь; понимать воспринимаемую на слух информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять основную мысль воспринимаемого на слух текста; передавать содержание воспринимаемого на слух текста по вопросам; задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному тексту;

говорение: выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи; диалогической формой речи; умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.; устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение); нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой); соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;

чтение: соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; понимать смысловые особенности разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования; понимать смысловое содержание учебного текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

письмо: разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы; списывать, писать под диктовку в соответствии с изученными правилами; письменно излагать содержание прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное); создавать небольшие собственные тексты (сочинений) по интересующей детей тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.); использовать специальную и справочную литературу, словари, газеты, журналы, Интернет;

5) сформированность первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике, графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. Выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; различать изменяемые и неизменяемые слова; разграничивать однокоренные слова и формы слова; определять состав слов с однозначно выделяемыми морфемами (окончание, корень, приставка, суффикс); соотносить состав слова с представленной схемой его строения; распознавать глаголы, находить неопределённую форму глагола, определять грамматические признаки глаголов — время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам; распознавать личные местоимения, использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте и как средство связи предложений в тексте; распознавать наречия как часть речи, понимать их роль и значение в речи; устанавливать принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; распознавать предложения с однородными членами; применять ранее изученные правила правописания, а также (написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова; написание безударных падежных окончаний имён существительных, кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие; написание безударных падежных окончаний имён прилагательных; раздельное написание частицы не с глаголами; написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на -ться и -тся; написание безударных личных окончаний глаголов; запятая в предложениях с однородными членами без союзов и с союзами а, но и с одиночным союзом и); находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки (в объёме изученного) в собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля;

6) сформированность первоначального представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических и пунктуационных правил при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное: формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения (соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи (в объёме изученного) и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников); строить текст по заданному плану; создавать небольшие тексты для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, записки и др.); письменно излагать содержание прослушанного или прочитанного текста объёмом 70–90 слов; безошибочно списывать текст объёмом 80–90 слов; писать под диктовку тексты объёмом 75–80 слов с учётом изученных правил правописания.

Литературное чтение:

Предметные результаты изучения предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, отражать сформированность на необходимом для продолжения обучения уровне читательской компетентности и общего речевого развития и обеспечить:

1) сформированность представлений о значимости художественной литературы и фольклора для развития эстетической и нравственной сторон личности человека: умений находить в произведениях фольклора и художественной литературы отражение нравственных ценностей (добро и зло, стремление к истине, семья, родной край, Родина, планета Земля, народы и их культуры и др.), факты бытовой и духовной культуры; соотносить с нравственными нормами поступки героев произведений и оценивать их;

2) сформированность представлений о литературном произведении как факте искусства: уметь различать на практическом уровне художественные произведения и научно-популярные, учебные, справочные тексты; уметь соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства; овладеть элементарными приёмами анализа художественного произведения (простейшие наблюдения над языком, стихотворной формой, образным миром художественного произведения, поиск доступных смыслов, в том числе и понимание подтекста), воспринимать литературное произведение как плод художественного вымысла, различать автора произведения, героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

3) сформированность представлений о многообразии жанров произведений фольклора и литературы: знать жанры фольклора (пословицы, загадки, считалки, небылицы, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, былины, народные песни); жанры художественной литературы (рассказы, басни, стихотворения, сказки, пьесы, произведения древнерусской литературы (летопись, житие)), различать жанры фольклора и жанры литературы, приводить примеры произведений фольклора, художественной литературы с указанием их авторов, знать и выразительно читать наизусть не менее 10 стихотворных произведений;

4) сформированность навыков смыслового чтения: владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, поисковое); воспринимать фактическое содержание художественного, научно-популярного и учебного текстов, осмысливать, излагать и преобразовывать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; уметь определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей, пейзаж, интерьер; уметь объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации; на литературном материале стремиться обогащать, уточнять и активизировать собственный словарный запас;

5) сформированность элементарных умений анализа и интерпретации текста: уметь характеризовать героя произведения, давать оценку поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; уметь сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения; уметь строить несложные монологические высказывания о произведении (герой, отношение автора к герою, собственное отношение к герою); уметь находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение) и понимать их роль в произведении; уметь ориентироваться в содержании прочитанных произведений, пересказывать повествовательный текст с элементами описания или рассуждения (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ описания или рассуждения, составлять план повествования;

6) сформированность необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития: читать и воспринимать на слух произведения фольклора и художественной литературы; настраиваться на чтение, прогнозируя содержание текста или книги по заголовку, имени автора, иллюстрации, эмоционально откликаться на прочитанное (прослушанное) произведение; участвовать в беседе по прочитанному, аргументировано выражать отношение к нему (тема, главная мысль, герой); на основе прочитанного строить развёрнутое высказывание в устной и письменной форме; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного; выразительно читать наизусть и участвовать в драматизации; создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать произведения по аналогии с прочитанными, на предложенную тему;

7) сформированность положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию: выбирать книги и журналы для чтения самостоятельно и по совету взрослого, уметь при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации, рубрики), уметь находить книгу в систематическом каталоге; расширять и углублять читательский кругозор в пределах доступной тематики: о родине, её прошлом и настоящем, о детях и семье, об учёбе и труде, о природе, животных и растениях, о чудесах и волшебстве, о машинах и механизмах, предметном мире, о путешествиях и приключениях, о смелых и отважных людях; составлять аннотацию к прочитанной книге и краткий отзыв о произведении по заданному образцу; уметь обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

12.2. Родной язык и литературное чтение на родном языке

Государственный язык республики Российской Федерации

1) понимание статуса и значения государственного языка республики Российской Федерации, формирование мотивации к изучению государственного языка республики Российской Федерации: понимать значение государственного языка республики Российской Федерации для межнационального общения, освоения культуры и традиций народов республики Российской Федерации; понимать необходимость овладения государственным языком республики Российской Федерации; проявлять интерес и желание к его изучению как к важнейшей духовно-нравственной ценности народа;

2) формирование первоначальных языковых знаний по фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации изучаемого языка, а также умений применять полученные знания в речевой деятельности: различать на слух и произносить звуки и слова изучаемого языка в соответствии с языковой нормой, без фонетических ошибок; употреблять в речи лексику, усвоенную в пределах изучаемого коммуникативно-речевого материала; группировать лексику изучаемого языка по тематическому принципу; строить небольшие по объёму устные высказывания с использованием усвоенной лексики и языковых знаний; участвовать в речевом общении, используя изученные формулы речевого этикета;

3) формирование и развитие всех видов речевой деятельности на изучаемом языке:

аудирование (слушание): понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учителя, одноклассников, телевизионных и радиопередач и др.);

говорение: воспроизводить речевые образцы, участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, в обсуждении прослушанных или прочитанных текстов; декламировать стихи;

чтение: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

письмо: воспроизводить речевые образцы, списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; выполнять небольшие письменные работы и творческие задания.

4) усвоение элементарных сведений о языке как носителе культуры народа: составлять небольшие рассказы по заданной теме на изучаемом языке; представлять родной край как часть России на изучаемом языке в различных ситуациях общения.

Родной язык

1)осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: понимать роль языка как основного средства человеческого общения; осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;

2)формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;

3)освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);

4)формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо):

слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания; формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций;

чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).

Литературное чтение на родном языке

1)понимание места и роли литературы на изучаемом языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей: воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова); соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино); иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира;

2)освоение смыслового чтения; понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы: владеть техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушающими); владеть техникой смыслового чтения про себя — понимание смысла и основного содержания прочитанного, оценка информации, контроль за полнотой восприятия и правильной интерпретацией текста; различать жанры фольклорных произведений (малые фольклорньте жанры, сказки, легенды, мифы); понимать основной смысл и назначение фольклорных произведений своего народа (порадовать, поучить, использовать для игры), приводить примеры потешек, сказок, загадок, колыбельных песенки и др. своего народа (других народов); сравнивать произведения фольклора в близкородственных языках (тема, главная мысль, герои); сопоставлять названия произведения с его темой (о природе, об истории, о детях, о добре и зле и т.д.); различать жанры небольших художественных произведений представителей детской литературы своего народа (других народов) — стихотворение, рассказ, басня; анализировать прочитанное литературное произведение: определять тему, главную мысль, последовательность действия, средства художественной выразительности; отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения);

3) приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах; формировать читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся: определять цели чтения различных текстов (художественных, научно-популярных, справочных); удовлетворение читательского интереса, поиск информации, расширение кругозора; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) для решения учебных и практических задач; ставить вопросы к тексту, составлять план для его пересказа, для написания изложений; проявлять интерес к самостоятельному чтению, формулировать свои читательские ожидания, ориентируясь на имя автора, жанр произведения, иллюстрации к книге; читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации; участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения; выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица.

12.3. Иностранный язык:

Предметные результаты изучения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне владения (А1) в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной и обеспечить:

1)сформированность умений говорения: уметь вести разные виды диалога в элементарных ситуациях (этикетный, побудительный, диалог-расспрос), в рамках предметного содержания речи со зрительными и/или вербальными опорами (изображение или текст) или без них, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка; создавать элементарные монологические высказывания (короткое описание, элементарное повествование в настоящем времени) со зрительными и/или вербальными опорами или без них в рамках изученного предметного содержания речи; устно излагать основное содержание прочитанного или прослушанного короткого текста; отвечать на поставленные вопросы,  устно представлять результаты простого проектного задания;

2)сформированность умений аудирования: воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников; понимать основное содержание элементарных текстов, доступных в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале; использовать воспринятый на слух материал для выполнения других заданий.

3)сформированность умений смыслового чтения: читать вслух с пониманием небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; читать про себя и понимать основное содержание текста, извлекать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию; соотносить прогнозируемую информацию с той, которая содержится в тексте, а также с другими текстами или изображениями; понимать информацию, представленную в знаково-символической форме или в виде таблиц и интерпретировать ее, переносить извлечённую;

4)сформированность умений письменной речи: владеть техникой письма; заполнять простые формуляры с указанием личной информации в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; писать с опорой на образец; составлять ответ на записку/личное письмо/электронное сообщение от друга по переписке; писать слова и короткие фразы; вставлять слова в пропуски в тексте; дописывать предложения и делать подписи к изображениям;

5)сформированность знания/понимания основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише); интонации изученных коммуникативных типов предложений; признаков изученных грамматических явлений;

6)владение навыками распознавания и употребления в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);

7)владение фонетическими, орфографическими и пунктуационными навыками: различение на слух и адекватное, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произношение изученных звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в освоенных словах и фразах; соблюдение особенностей интонации в утверждениях, отрицаниях, а также в изученных типах вопросов;

8)сформированность социокультурных знаний и умений: знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, сюжетов отобранных для образовательного курса популярных сказок, небольших произведений детского фольклора (рифмовок, песен);

9)владение компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании: языковую догадку, прогнозирование содержания текста, игнорирование излишней информации, не препятствующей пониманию основного содержания;

10)владение специальными учебными умениями: использование справочных материалов, представленных в доступном виде (правила, таблицы, схемы), в т.ч. в электронной форме; выполнение элементарных проектных заданий, включая задания межпредметного характера;

11)приобретение опыта практической деятельности в повседневной жизни: использование информационно-коммуникационных технологий для выполнения несложных заданий на иностранном языке; умение знакомить представителей других стран с культурой своего народа и участвовать в элементарном бытовом общении на иностранном языке.

12.4. Математика и информатика

Предметные результаты изучения учебного предмета «Математика» должны быть ориентированы на осознание обучающимися математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и обеспечить:

1) сформированность системы знаний о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел: пересчитывать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при указанном или самостоятельно выбранном порядке счёта; знать и использовать при решении задач единицы длины (миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км)); единицы массы (грамм (г), килограмм (кг), центнер (ц), тонна (т)); единицы времени (секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки, неделя, месяц, год, век); единицу вместимости (литр (л)); единицы стоимости (копейка (коп.), рубль (р., руб.)); единицы цены (рубль за килограмм (руб./кг), рубль за штуку (руб./шт.)); единицы площади (квадратный метр (кв. м), квадратный дециметр (кв. дм), квадратный сантиметр (кв. см)); единицы скорости (километр в час (км/ч), метр в секунду (м/с) и др.); уметь преобразовывать одни единицы данной величины в другие;

2) сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи: выполнять арифметические действия с применением переместительного и сочетательного законов арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление и деление с остатком в пределах 100 — устно, с многозначными числами — письменно, «столбиком» и «уголком»); читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000000; находить числа большие или меньшие данного числа (на заданное число, в заданное число раз, долю от величины, величину по её доле); находить неизвестные компоненты арифметических действий; вычислять значение числового выражения, содержащего несколько действий со скобками или без скобок с многозначными числами; осуществлять проверку полученного результата, в т. ч. с помощью калькулятора; решать текстовые учебные и практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение, работу и т. п.) в несколько действий; предлагать разные способы их решения при наличии таковых, выбирать рациональный способ решения, в т. ч. для задач с избыточными данными, находить недостающую информацию из таблиц, схем и т. д.; фиксировать избыточную информацию; знать и использовать при решении задач соотношение между ценой, количеством и стоимостью, между скоростью, временем и пройденным путем; выбирать при решении задач подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, выполнять прикидку результата вычислений; измерений (скорости в простейших случаях, массы, продолжительности события, размеров объекта и т. п.); оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму);

3) сформированность основ логического и алгоритмического мышления: распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях; в простейших случаях приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение; выполнять алгоритмы, в т. ч. с условными переходами и подпрограммами; составлять алгоритмы для исполнителей с простой системой команд; составлять план решения задачи и следовать ему в процессе решения; использовать формализованные описания последовательности действий (план действий, схема, блок-схема и т. п.) в практических и учебных ситуациях;

4) овладение основами математической речи как показателя общей культуры современного человека: формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно или двухшаговые) с использованием связок «если …, то …», «значит», «поэтому», «и», «все», «некоторые»; отрицание простейших утверждений;

5) сформированность основ пространственного воображения, умения распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, овладение способами измерения длин и вычисления площадей: различать и называть геометрические фигуры (луч, углы разных видов (прямой, острый, тупой), ломаную линию, многоугольник, выделять среди четырёхугольников прямоугольник и квадрат); различать изображения простейших пространственных фигур: шар, куб; распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену); находить периметр и площадь фигур, составленных из 2–3 прямоугольников, выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) прямоугольника, простейшей составной фигуры на прямоугольники или квадраты, окружность заданного радиуса, использовать линейку и циркуль для выполнения построений;

6) умение структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации: структурировать информацию с помощью таблиц, схем и чертежей, вносить данные в таблицу, заполнять схемы и чертежи числовыми данными; извлекать и использовать для решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых/полосчатых диаграммах, в простейших таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (в т. ч. календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (ярлык, этикетка, счёт, меню, прайс-лист, объявление и т. п.);

7) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, оценки их количественных и пространственных отношений при решении учебных задач и в повседневных ситуациях: определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру воды, воздуха в помещении, скорость движения транспортного средства; осуществлять выбор наиболее дешёвой покупки, наименьшего по времени пути, выполняя для этого необходимые действия и вычисления;

8) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности: иметь представление о гигиене работы с компьютером.

Требования к предметным результатам реализуются в процессе изучения следующих содержательных линий:

12.5. Обществознание и естествознание (Окружающий мир):

Предметные результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир» должны быть ориентированы на последовательную социализацию младших школьников, формирование у обучающихся целостной картины природного и социокультурного мира, осознание обучающимися своего места в обществе, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством и обеспечить:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы: уметь описывать отдельные исторические события российской истории и рассказывать о вкладе в историю страны ее выдающихся деятелей; составлять рассказ о знаменитых соотечественниках, традициях и обычаях народов России, проявлять уважительное отношение к ним; устанавливать правильную последовательность исторических эпох на ленте времени; различать прошлое, настоящее и будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни: понимать роль Конституции РФ как основного закона страны и Президента РФ как главы государства; знать названия госуд